...Дверь тихонько скрипнула, впуская в теплое нутро покоев своего хозяина. Заперевшись на ключ дабы избежать случайных посетителей или хотя бы научить их стучаться перед тем как врываться внутрь, Ролар стянул с ног сапоги, стряхнул куртку и с удовольствием потянулся всем телом, расправив треугольные паруса крыльев. Приоткрытое зево окна тихо шевелило белые занавески, касающиеся столешницы.
Потирая ладонью шею, вампир прошел к своему столу и бухнулся в кресло.
Выдвинул первый ящик.
С тоской поглядел на его содержимое.
Задвинул.
Выдвинул второй.
Поцокал языком и закрыл еще поспешнее первого, едва не выбив его из пазов с другой стороны. Он даже перегнулся через столешницу, проверяя так ли это.
"Дорогой стол, сколько ж ты уже натерпелся у меня! Хм... интересно, а те мои загогулины на ножке еще остались или уже стерлись за сто с лишним лет?"
Наклонившись еще ниже, Ролар потянул за ручку последнего ящика.
На самом верху, перекрывая собой небольшую походную флягу, лежал плотный серый лист, сложенный вдвое. Вытащив его на пару с флягой, внутри которой что-то многозначительно плескалось, он развернул лист, уставившись на неизвестные загогулины.
"Хм... Это то самое зашифрованное письмо... которое было с остальными документами. Документами..."
Перед глазами вампира встали те орехового цвета руны, складывающиеся в страшные слова. Он прикрыл на мгновение веки и сглотнул, тут же снова широко раскрывая карие глаза, словно затянутые ледяной коркой.
Положив лист перед собой, Ролар задумчиво посмотрел на несколько строчек странных закорючек, не имевших, казалось, никакого смысла.
"Во время войны мы тоже использовали свой шифр," - чуть нахмурившись, подумал Ролар, начиная задумчиво покусывать костяшку пальца. - "Мы выстроили его для срочных посланий разведки, основываясь на родном языке, ибо люди его не знали. И, слава богам, не знают до сих пор. Думаю, что наши "шпионы" могли бы придерживаться той же тактики, дабы перехваченное врагами послание не смогли прочитать..."
Вампир в задумчивости поднялся со своего места и начал медленно ходить по комнате, размышляя.
"Однако, сопоставляя те документы и это... Страшные вещи были написаны там, и они не были даже зашифрованы. Что же может находиться тогда здесь?.."
Он бросил взгляд на мирно лежащий на столешнице листок.
- Да уж... - пробормотал Советник, потирая пальцами переносицу.
Вернувшись к столу, он оперся руками и навис над листком, чуть прищурившись смотря на него.
"Итак... что мы знаем о шифрах?.. Шифр - это совокупность алгоритмов криптографических преобразований, шифрований, отображающих множество возможных открытых данных на множество возможных зашифрованных данных, и обратных им преобразований. Важным параметром любого шифра является ключ..."
Подхватившись со своего места, Ролар выхватил из верхнего ящика листок пергамента, перо и свою старую записную книжку, которую он использовал для записывания заинтересовавших его вещей. Основу шифрования он записал уже после войны, вернее, переписал из блокнота шифровальщика их когорты, принимающего сообщения от разведки о движении фланговых отрядов противника.
Найдя страницу с его корявыми записями "Алгоритмы шифрования", он расправил чистый лист и начал что-то судорожно чиркать на нем.
- Блочный шифр использует в своей основе функцию шифрования, обратную функции ключа шифра...
"Вот гхыр, никогда бы не подумал, что это еще когда-либо пригодится мне. Только совсем меня это не радует..."
- ...потоковый шифр, в котором каждый символ открытого текста преобразуется в символ шифрованного текста в зависимости не только от используемого ключа, но и от его расположения в потоке открытого текста. Поточный шифр реализует другой подход к шифрованию, нежели блочные шифры. При блочном шифровании открытый текст разбивается на блоки равной длины...
Вампир прервал свою писанину и внимательно уставился на зашифрованный листок.
Строчки в нем были разной длины, что сразу же бросалось в глаза. Поискав глазами одинаково встречающиеся значки, он не нашел никакого смысла в их положении. Блоки шифра не просматривались.
"Зато если представить, что заместо каждого значка поставить аналогично выстроенную руну... Вот здесь они чередуются... А это явный пробел между словами..."
- Для этого шифра нужен ключ, аналогичный алфавиту. Хм...
За окном истерично заверещал ранний воробей. Вампир оглянулся на окно.
"Часа через два начнет светать..."
Потерев тыльной стороной кисти глаза, он склонился ниже над листком, вооружившись пером.
"Итак, если в основе ключа этого шифра лежит алфавит, значит, каждый из этих значков будет обозначать одну, свою собственную руну..."
- Но из списка различных рун и состоит наш алфавит. Что ж, попробуем составить если не правильно-последовательный, то хотя бы общий список этих символов, посмотрим сколько их тут...
Чуть больше получаса ушло у Ролара, чтобы, отсекая повторяющиеся значки, выстроить ряд. После этого снова заработала его голова. Смотря на совершенно непохожие друг на друга символы, вампир думал:
"Здесь получилось 24 руны... Я не заметил здесь общепринятых знаков препинания, так что будем считать, что они тоже имеют свое обозначение... В алфавите Всеобщего всего 33 руны...
Вампир долгую минуту смотрел на листок, стараясь продолжить свою мысль, но так и не смог. Разозлившись, но отбросил от себя исчерканный своими каракулями лист и сжал кулаки.
"Нет, это мертвая точка. Максимум рунического алфавита - 40 символов, а до него могут быть абсолютно любые комбинации!.."
Пару секунд просверлив злобно-бессильным взглядом неподдатливый листочек, Ролар снова пододвинул к себе бумагу.
«Нет, если подумаем, то… нет, не станем это отрицать, просто у меня не так много информации насчет содержания ключа шифра, чтобы развить его дальше. Ох уж эти «Грызуны»…»
И тут Ролара осенило.
«Грызуны»! Ведь если письмо служило для связи их меж друг другом, то тут должны быть обращения!
Вампир тщательно посмотрел на строчки и высохшим концом пера отметил галочками волнообразные завитушки, повторяющиеся между зашифрованными словами. Стоящая такая завитушка натолкнула его на мысль, что это может быть знак препинания – точка или восклицательный знак. После этого он спустился к самому низу письма.
"Здесь должна быть подпись. Наши заговорщики – Еж, Белка и Крыса… Здесь в самом конце пять рун. Ежа отметаем сразу. Белка или Крыса?.. Судя по содержанию предыдущего, незашифрованного письма, это писала Белка. Значит, его адресат – Крыса, а это, скорее всего, ответ."
Советник поскреб ухо и задумался дальше.
- Тогда вот оно, начало алфавита шифра – «к», «р», «ы», «с», «а».
Вооружившись пером, вампир пробежался по письму и, используя уже полученные руны, вывел первую стадию расшифровки. После чего задумался надолго – из полученного складывалась очень даже милая… белиберда. Руны никак не сообщались друг с другом, находились хаотично и беспредельно. Советник вздрогнул.
«А те записи были на Всеобщем или?.. Балбес!»
Снова обмакнув перо в чернила, он быстро, чтобы не потерять мысль, перевел на эльфийский «Крыса», подписал получившиеся руны под значками шифра и, тихонько рыча, начал все сначала.
За окном начал зыбко брезжить рассвет, к ранней птице добавились еще трое, а свечи в подсвечнике оплыли до неузнаваемости.
Но Ролар работал, старательно корябая свой черновик.
После этих умозаключений дело пошло быстрее. Подписав эльфийские руны под знакомыми знаками, вампир смог выстроить несколько коротких слов и найти дополнение к начавшемуся строиться шифроалфавиту. Работая по спирали, под пальцами его постепенно выстраивалось небольшое письмо на эльфийском языке.
Найдя все символы, что он смог, вампир еще раз пробежался глазами по полученному и потянулся к словарю эльфийского языка – искать перевод слов попутно достраивая до ума те, что зияли пробелами.
…Измотанный Советник уснул, едва ощутив за затылке первый луч восходящего солнца. Уснул прямо за столом, еле дописав перевод письма и на данный момент даже не задумываясь о том, что оно обозначает. На испещренном черновыми записями листке было начистовую переписано:
«Милая моя Белка!
Ужасно по тебе соскучился! И очень хочу тебя видеть! Без тебя с упырями сладу нет! Вообще! Но к делу! Ёж сказал, что мы можем рассчитывать на поддержку Ковена. Так ли это? В последнее время приходят слухи, что Ковен не принимает участия в конфликте. Что по этому поводу думаешь ты? И да. Можешь узнать, что говорит по этому поводу Ллиотарель?
Люблю.
Крыса»…